Портретные объективы с фиксированным фокусным расстоянием имеют несколько преимуществ:
- Их конструкция обычно состоит из небольшого количества линз (не более 7-8), что уменьшает потери на переходах воздух-стекло, стекло-воздух, а также и в самом материале линз. В таких объективах чаще всего встречаются оптические схемы Planar и Sonnar. Схема Планар предназначена для достижения большей светосилы (от 1 до 1.8). К портретным объективам можно отнести и простейший объектив монокль из одной выпукло-вогнутой линзы.
- Объективы с постоянным фокусным расстоянием обладают большой светосилой, что позитивно влияет на пластичность и объем снимка, а также на рисунок размытых зон (Боке). Высокая светосила позволяет производить съемку при больших значениях диафрагмы (0.7 - 2.8) и малом значении ГРИП (глубине резко-изображаемого пространства), подчеркивая отдельные детали портрета. Фотография, снятая при большой диафрагме объемнее и пластичнее, а объект съемки эффективно отделяется от фона. Обычно, при съемках портретов используется диафрагма до 4.0. Кроме этого, благодаря высокой светосиле можно без проблем снимать портреты при недостаточном уровне освещения. Величина диафрагмы непосредственно оказывает влияние на рисунок Боке.
Портретный объектив хорошего уровня обладает достаточной резкостью для акцентирования сюжетно-важных областей портрета, при этом сохраняется мягкость, пластичность и плавность тональных переходов. Изображение кажется достаточно объемным. Для портретов фотографы обычно предпочитают средний или ниже среднего уровень контраста. За счет легкого оптического размытия кожа смягчается, а ее дефекты сглаживаются. С этой целью в конструкции объектива может использоваться линза с дополнительным рассеиванием. Иногда эффект усиливается при помощи специальных диффузионных светофильтров либо самодельных приспособлений.